УралБизнесКонсалтинг, Екатеринбург,
19 февраля 2014 г.
Правила игры: польза единой методики расчета выплат по ОСАГО вызвала сомнения у экспертов 1082 просмотра
Недовольство автолюбителей страховыми компаниями (СК) в России достигло критической точки. Сейчас разрабатывается единая методика оценки ущерба после ДТП, которая необходима для установления единых правил игры, однако ее введение вряд ли улучшит ситуацию в ближайшее время. Страховые компании считают, что появление единой методики сделает рынок более цивилизованным, позволит сократить число судебных споров и повысить размер выплат. Однако скептики отмечают, что введение разработанной схемы серьезно затруднит работу оценщиков и едва ли улучшит ситуацию, поскольку страховыми компаниям так или иначе выгодно занижать сумму выплат.
Единую методику оценки ущерба от ДТП подготовили специалисты государства и страховых компаний под организацией Российского союза автостраховщиков (РСА). Разработать ее должны были еще в начале вступления в силу закона об ОСАГО, однако этого не было сделано, что в итоге и стало одной из причин недовольства всех участников сферы автострахования. Оценка суммы ущерба, даваемая страховыми компаниями и независимыми экспертами, может различаться в несколько раз.
«В последнее время страховые компании находятся в качестве структур для битья. Одна из причин создания методики — попытка перевести обсуждение из эмоциональной плоскости. Сегодня Россия, наверно, единственная страна в мире, где введенное обязательное автострахование превратилось в конфликтную зону, что является большим минусом для автовладельцев и страховых компаний», — говорит генеральный директор СК «Северная казна» Александр Меренков.
Как считает глава страховой компании, сегодня появление любой единой методики является благом: автолюбители будут понимать то, как оценивается ущерб в результате ДТП, а страховые — какие претензии к ним могут предъявить.
По словам экспертов, России необходимо минимум 5 лет для того, чтобы достигнуть в сфере автострахования уровня Европы, где схема работы очень простая. После ДТП владелец пострадавшей машины и оценщик приезжают в автосервис, где данные вводятся в программу, которая автоматически считает размер ущерба и рассылает его по трем адресам. В этой ситуации не возникает взаимных претензий друг к другу.
Разрабатываемую методику ЦБ будет утверждать на основании мнений всех участников рынка, а не только страховщиков, подчеркивает Меренков.
Впрочем, единая методика в разработанном виде принесет не только пользу. В новом документе сделано все, чтобы затруднить работу экспертов на местах, отмечает начальник автоэкспертного бюро «Всероссийского общества автомобилистов Свердловской области» Александр Зудин. «Методика предполагает расчет ущерба по месту ДТП. Если эксперт в Екатеринбурге будет рассматривать размер ущерба в Новосибирске, как он будет собирать все сведения для статистических наблюдений?».
Если новая методика будет утверждена, то ее будут или не выполнять, или обходить, как это происходит и сейчас, считает Александр Зудин.
Какую бы методику сейчас ни приняли, ее раскритикуют все, признает Александр Меренков. Сегодня ситуация критична, уровень недовольства очень велик, и надо попытаться хоть как-то исправить положение. «Появление понятных правил игры будет лучше для всех», — уверен эксперт.
Кроме того, по словам технического директора автоэкспертного бюро «Конэкс» Сергея Четверни, необходимо проработать вопрос контроля, потому что сейчас у экспертов нет никакой ответственности.
По словам замдиректора «Страховой казны» Светланы Кушнаренко, о пользе методики можно будет говорить через какое-то время, однако ее введение позволит увеличить сумму страховых выплат. На сколько именно — пока неясно, отмечает она.
Впрочем, скептики полагают, что введение данной методики ничего не изменит для обычных автолюбителей.
«Сейчас методики есть, и эксперт считает стоимость ремонта в соответствии с руководящими документами. Основные коэффициенты уже прописаны. Создание единой методики возможно, но все упирается в стоимость нормочаса и запчастей, которая разнится в разных регионах. Боюсь, что введение единой системы расчета кардинально не повлияет на ситуацию, потому что страховым компаниям все равно выгодно не доплачивать», — говорит представитель Комитета по защите прав автомобилистов Максим Едрышов.
Например, страховая компания оценила ремонт автомобиля в 20 тыс. руб., а независимый оценщик — в 100 тыс. руб. Если человек пишет страховой претензию, то компания попросту ничего не делает, отправляет человека в суд. Однако обращаются в суды далеко не все, отмечает эксперт.
Недоплаты по ОСАГО есть в 100% случаев, разница только в том, что у одних она составляет 10 тыс. руб., а у других, например, 100 тыс. Человек просто не идет в суд, если недоплата составляет меньше 50 тыс., и за счет этого и сокращаются убытки страховых. Единая методика же вряд ли повлияет на количество судебных исков, говорит Максим Едрышов.
«Такие явления носят массовый характер, и это вопрос контроля и ответственности. Если бы мегарегулятор — Центробанк — предпринял какие-то действия, например, отзыв лицензии, то ситуация бы изменилась в одну секунду», — заключает автоэксперт.
Андрей ПЕРМЯКОВ
Вся пресса за 19 февраля 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Тенденции, Выплаты, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
8 сентября 2025 г.

|
|
Кубань Информ, 8 сентября 2025 г.
Свыше 1 млн га застраховали аграрии Кубани под урожай 2025 года

|
|
Лента.Ру, 8 сентября 2025 г.
Россиянам заплатили сотни миллионов за упавшие на их машины предметы

|
|
korins.ru, 8 сентября 2025 г.
Чаще всего компании страхуют грузы в Московской области, Краснодарском и Приморском крае

|
|
ПРАЙМ, 8 сентября 2025 г.
Объем продаж краткосрочных ОСАГО приблизился к миллиарду рублей

|
|
Казахстанский портал о страховании, 8 сентября 2025 г.
В Казахстане ограничены агентские комиссии по кредитному страхованию до 10%

|
|
Казахстанский портал о страховании, 8 сентября 2025 г.
Страховой рынок Казахстана: активы достигли 3,6 трлн тенге, премии выросли на 17% в январе–июле 2025 года

|
|
Коммерсантъ-Кубань, 8 сентября 2025 г.
Аграрии юга застраховали более 4,3 млн гектаров посевов под урожай 2025 года

|
|
Финмаркет, 8 сентября 2025 г.
В январе-июне сборы российских страховщиков по автокаско выросли на 1,6%, выплаты - на 42,7%

|
|
Интерфакс, 8 сентября 2025 г.
Готовящиеся корректировки тарифных решений в ОСАГО не приведут к росту средней стоимости полисов. Обзор

|
|
СенатИнформ, 8 сентября 2025 г.
Только половина россиян изучают условия страховых договоров

|
|
ТАСС, 8 сентября 2025 г.
Россияне в I полугодии получили от страховых компаний Сбера 450 млрд рублей

|
|
Финмаркет, 8 сентября 2025 г.
ВГЛЯД: «Финам» открыл торговую идею: покупать акции «Ренессанс страхования» с целью 150 руб.

|
|
Лента.Ру, 8 сентября 2025 г.
Сбер выплатил россиянам 450 млрд рублей по страховкам за полгода

|
|
Ведомости-Ростов-на-Дону, 8 сентября 2025 г.
Южные регионы застраховали более 4,3 млн гектаров посевов под урожай 2025 года

|
|
Амител, Барнаул, 8 сентября 2025 г.
Бийский студент оказался в цепких лапах мошенников и взял в кредит 45 тысяч рублей

|
|
Газета.Ru, 8 сентября 2025 г.
Стало известно, обладатели каких мотоциклов чаще всего становятся виновниками ДТП

|
|
Коммерсантъ-Кубань, 8 сентября 2025 г.
Кубань стала одним из лидеров по числу ДТП с мотоциклами

|
 Остальные материалы за 8 сентября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|